Фрагмент для ознакомления
2
2. Анализ практики применения специфической таможенной пошлины
2.1 Анализ практики применения специфической таможенной пошлины в ЕАЭС
В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) пройден большой путь по созданию единой системы технического регулирования. Основные ее цели – устранение технических барьеров во взаимной торговле стран ЕАЭС, защита общего рынка Союза от небезопасной продукции, а также повышение качества и конкурентоспособности производимой в союзных странах продукции.
С 2015 года, с момента официального запуска ЕАЭС, объем взаимной торговли вырос почти в полтора раза — с $45,3 млрд до $59,7 млрд по итогам 2018 года. При этом важно отметить, что рост взаимной торговли сформировался за счет увеличения союзного экспорта по всем укрупненным товарным группам. Стоит отметить и постепенное снижение минеральной продукции во взаимном товарообороте, доля которой за пять лет упала с 33 до 28,7%.
Позитивный эффект для граждан стран ЕАЭС, особенно небольших, создает общий рынок труда. Равное налогообложение с гражданами страны трудоустройства, возможность получения социальных гарантий в полном объеме, другие меры уже привели к повышению среднемесячной номинальной заработной платы и размера минимальной зарплаты в ЕАЭС.
С 2017 года официально начал функционировать единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий. С 2018-го вступил в силу новый Таможенный кодекс, который существенно ускорил процесс таможенного декларирования. А на юбилейном саммите в Нур-Султане были подписаны Договор о формировании общего рынка электроэнергии и Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.
Важно и участие ЕАЭС в международной интеграции. Довольно успешно реализуется зона свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом, подписано временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ с Ираном, заключено торгово-экономическое соглашение с Китаем, готовится к подписанию ЗСТ с Сербией, на финишной прямой аналогичные сделки с Сингапуром и Израилем.
Кризис в отношениях с Западом и последующая «санкционная война» серьезно напугали многие страны и сделали Россию менее желанным партнером. В этих условиях роль ЕАЭС как нейтральной площадки, в рамках которой Москва может развивать свое торгово-экономическое сотрудничество с внешним миром, резко повышается. В случае остальных, в особенности малых стран, Киргизии и Армении, — это объективная возможность масштабировать свое влияние в переговорах с крупными странами.
И все же нынешнее положение евразийской интеграции можно охарактеризовать как «ловушку суверенитетов». Члены союза и пошли на создание наднациональных органов, правящие элиты стран ЕАЭС по-прежнему придают сакральное значение национальному суверенитету и не готовы отказаться от монополии на принятие ключевых решений, о чем свидетельствуют сильно урезанные полномочия комиссии и Суда ЕАЭС. Суд не имеет права принуждать к выполнению обязательств и наказывать нарушителей, а комиссия не может подавать иски против государств и оспаривать решения суда.
Подрывают процессы интеграции и участившиеся конфликты между государствами, политическая природа которых часто маскируется под видом санитарных и фитосанитарных ограничений. Ярким примером является серия «продуктовых войн», когда Россия уже на регулярной основе ограничивает или вовсе запрещает поставки молочной и мясной продукции из Белоруссии. Здесь же можно отметить и периодические взаимные ограничения на поставки продовольственной продукции между Казахстаном и Киргизией.
Миной замедленного действия выступают и санкции в отношении России. Во-первых, учитывая доминирующие экономические позиции России в союзе (87% совокупного ВВП), антироссийские санкции и последующие зеркальные меры Москвы против стран Запада рикошетом бьют по странам ЕАЭС.
Во-вторых, введение Россией продовольственного эмбарго в отношении США и ЕС спровоцировало новую волну конфликтов внутри союза, в особенности с Белоруссией. Так, Россельхознадзор в апреле 2019 года приостановил импорт груш и яблок из Белоруссии, обвинив Минск в поставке подсанкционной продукции.
Важно подчеркнуть, что позиция России в санкционном противостоянии с «коллективным Западом» не получила поддержки у остальных стран ЕАЭС. Их позиция по данному вопросу проста и понятна: «Москва не консультировалась с нами, когда портила отношения с Западом и вводила ответные меры. Почему мы должны становиться частью этого противостояния, ставя под угрозу выгоды от сотрудничества с Западом?» В связи с этим попытка переноса санкционной проблематики на уровень всего союза в будущем, вероятно, продолжит встречать серьезное сопротивление со стороны партнеров по ЕАЭС.
Наконец, стоит обратить внимание и на проблему имиджевой составляющей ЕАЭС. В первые годы запуска интеграционного объединения комиссия и национальные правительства сделали ставку на решение содержательных вопросов интеграции. Среди них — построение нормативно-правовой и институциональной базы союза, снятие барьеров для реализации «четырех свобод». Но пока не велась адекватная работа по информационной поддержке интеграции.
Как итог крайне низок уровень знаний граждан о деятельности ЕАЭС, а порой и о самом факте существования объединения. Интерес СМИ к вопросам евразийской интеграции также сильно ограничен и пока напрямую привязывается к яркому информационному поводу, зачастую негативному.
В ЕАЭС используются специальные пошлины для сырьевых товаров, разного рода стандартной продукции при их экспорте или импорте. Удобство ее заключается в минимизации возможностей для злоупотреблений. Это возможно за счет того что используется конкретная сумма, и фактически исключается из расчета таможенная стоимость. Если ее нет, то и нет возможности искусственно занизить налог.
Для экспортера и импортера специальная пошлина также удобна, потому что:
- Она не привязывается к инфляции.
- Экономическая конъюнктура при расчете платежа не берется во внимание, так же как и ценовая политика.
- Для большой партии именно она предпочтительна, ведь в итоге придется внести меньшую суму, чем при использовании адвалорной.
- При росте цены самого товара, степень налогообложения снижается, так как установлена конкретная сумма. Это значит, что владелец груза получает при продаже партии больший доход
Ставки устанавливаются законом, основываясь